Магжан Жумабаев

Сияет звезда Магжана

 Магжан Жумабаев

Магжан Жумабаев…

Он покорил читателей мощью своего таланта, страстью сердца и неповторимостью творческого почерка. Узнав только теперь трагическую судьбу поэта и гражданина, приходится сожалеть, что он вернулся к нам так поздно. Сегодня мы осознаем, что поколения людей, выросших без знания творчества М.Дулатова, Ж.Аймауытова, А.Байтурсынова, М.Жумабаева и других представителей культуры, реприсированных в годы культа личности Сталина, с этим знанием могли быть неизмеримо богаче и образованнее в смысле духовного развития.

В годы утверждения суверенитета Казахстана с необычайной яркостью зажглась над бескрайним нашим небосклоном некогда померкнувшая звезда Магжана. Абсолютно другой жизнью живёт ныне посёлок Сарытомар. Голубое — голубое небо, широкая деревенская улица, школа… И берёзы… Сколько лет, сколько дней шумят и шепчутся они на ветру?

Магжан Жумабаев

«Там где великая сибирская тайга своей юго-западной оконечностью граничит с бескрайней казахской степью Сарыарќа, было большое и глубоководное озеро Сасыкколь. Совхоз имени Магжана Жумабаева, ныне Жумабаевского района, Северо-Казахстанской области, где 25 июня 1893 года родился Магжан Бекенович Жумабаев — выдающийся поэт казахского народа. Да, Магжан по истине велик, его значение и место в казахской поэзии ещё в 1929 году прозорливо определил Мухтар Ауэзов. Он писал: «Люблю Абая больше всех казахских писателей… После него люблю Магжана». Мухтар Омарханович с восхищением отмечал европейский блеск стихотворение Магжана, культуру его поэзии. Известный башкирский учённый Ахмет Заки Уалиды Тоган также трогательно упоминает влияние поэзии М. Жумабаева на литературу тюркоязычных народов. Уникальной индивидуальностью своей поэзии Магжан рано превзошёл рамки своей эпохи, а прожил он всего 45 лет. Эти годы были полны гонений, душевной и физической подавленности. Живший в постоянном изгнании поэт стал жертвой сталинских репрессии и в 1938 году был расстрелян. 50 лет молчали о Магжане. Только в декабре 1988 года поэт был окончательно реабилитирован, хотя ещё в 1960 году военный трибунал полностью признал его невиновность.

СПРАВКА

ДЕЛО ПО ОБВИНЕНИЮ ЖУМАБАЕВА МАГЖАНА БЕКЕНОВИЧА 1893 ГОДА РОЖДЕНИЯ, ДО АРЕСТА ПО НАСТОЯЩЕМУ ДЕЛУ (30 ДЕКАБРЯ 1937 Г.) БЕЗ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ЗАНЯТИЙ ПЕРЕСМОТРЕНО ВОЕННЫМ ТРИБУНАЛОМ ТУРКЕСТАНСКОГО ВОЕННОГО ОКРУГА 8 ИЮЛЯ 1960 ГОДА. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОТ 11 ФЕВРАЛЯ 1938 Г. ОТМЕНЕНО И ДЕЛО ПРЕКРАЩАЕТСЯ.

ЖУМАБАЕВ МАГЖАН БЕКЕНОВИЧ РЕАБИЛИТИРОВАН ПОСМЕРТНО.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ВОЕННОГО ТРИБУНАЛА ТУРКЕСТАНСКОГО ВОЕННОГО ОКРУГА ГЕНЕРАЛ-МОЙОР ЮСТИЦИИ (ПРИМАК)

Магжан Жумабаев

Это решение правосудия мужи от идеологии считали оправданием лишь с «гражданских позиций». Мы в школьные годы даже не слышали о нём, только уже с изрядной сединой, на склоне лет встретились с поэзией Магжана. Это было бурное обогащение казахской поэзии и всей нашей художественной литературы, большой праздник для всех казахов без исключения, ибо Магжан был не только любимым поэтом, но и легендарной личностью, народ видел в нём пророка, предвещавшего свободную жизнь любимой родины. Ему приписывали национализм, а напрасно. Если великий Гёте мечтал увидеть в ярком блеске сил дивный и свободный родной край, свободный немецкий народ, то нет в этом ничего предосудительного. Этих же устремлений держался Магжан Жумабаева. Если Фауст твердил: «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идёт на бой»,-то Магжан твёрдо освоил это человеческое, гуманное, вольнолюбивое достояние. В стихотворении «Всему миру» поэт отмечал:

Всему миру известна отвага моя,

Я не тот? Кто боится воды и огня.

Окрылённый стихами,

Я сын поднебесья,

Мне вздохнуть от врагов

Нет ни ночи ни дня

(перевод Б. Канапьянова)

Именно так он поступал в своих земных деяниях, яркой общественной деятельности, отдавая себя целиком и полностью делу освобождения родного народа. Впервые в казахской поэзии раскрылась роль великих исторических личностей, влился свежей воздух искреннего стремления быть человеком, человеком-борцом. Магжан — поэт от Бога, о народа, от матушки-земли. Кто мало—мальски представляет его поэтическое творчество, тот будет спорить о том, что его лирика тесно связана с матерью-природой. Поэт рассматривает человека как частицу природы, как разумную частиц, которая в силу разума в ответе за все происходящие на планете. Я давно пытался провести линию Гёте — Вернадский — Магжан. С каждым днём всё больше и больше убеждаюсь в правоте своих мыслей. Великий поэт Гёте был крупнейшим учёным, большим мыслителем своего времени, влияние которого охватило весь мир. Великий русский учённый В. И. Вернадский был общепризнанным естествоиспытателем, к тому же он увлечённо изучал поэзию и научные позиции Гёте. Кажется, эти влечения охватили и Магжана, ибо его поэзия наполнена и дышит природой, человек, и природа неразрывно связаны. Невольно думаешь, что на Гималаях человеческой мысли находятся гиганты, и они встречаются. Проживи Магжан спокойные бестюремные годы жизни, и он достиг бы мирового признания.

Светлое влияние общечеловеческого разума, стремление видеть свой народ освобождённым, свободно развивающимся сделали Жумабаева сильным борцом, страстным поэтом, смелым творцом. Трагедию жизни Магжана усилии его характер. Его личная трагедия связана с трагедией всего казахского народа, когда истребляли не только неугодных системе, а лучшие ума народа. Истина об этой великой трагедии умалчивается. Местные власти не всегда докладывали верхам истину о страшной гибели казахского народа в голодные тридцатые годы, но и центр самым преступным образом проявил безучастность к судьбе погибающего без войны и природных катаклизмов народа. В такой обстановке на исторической арене возвысился могучий голос Магжана Жумабаева. В трудах Магжана много божественных начал, но он остаётся материалистом без поддержки «Союза воинствующих безбожников». Земляки вспоминают, что Магжан с четырёх лет был допущен к аульному учителю в школу, так как тот заметил незаурядные способности кудрявого мальчика дошкольного возраста. Рассказывают, что Магжана учился лучше своего старшего брата и зубрил, прежде всего, суры Корана. Его способности с гордостью отмечал дед Жумабай: «Этот мой внук весть обо мне пронесёт всему земному шару». Что ж, дед был прав. Магжан Жумабаев дорог всему Казахстану, он поэт всего человечества, а не только тюркоязычных ценителей поэзии. Магжана начинает познавать весь поэтический мир. Безусловно, когда в переводе на русский язык будут представлены все его труды, звезда Магжана засияет ещё ярче, а имя будет звучать непосредственно вслед за Абаем и Мухтаром. Дед Жумабай не просто пророчествовал. Он открыл школу, где учителем был Ахиетден Аканов, воспитанный по-европейски. Позже Магжан окончил школу-медресе в г. Петропавловске, где преподавались арабский, фарси, турецкий языки, изучали историю тюркоязычных народов.

 Магжан Жумабаев

Ещё позже он вместе с отцом знаменитого певца Ермека Серкебаева Бекмухамбетом поступил в "Медресе-Галия" в г. Уфе. Здесь наставником стал классик татарской литературы Галимжан Ибрагимов, который начнёт позже свой роман эпиграфом из Магжана:

Степь и просторы, что глаз влекут,
Где колышется трава, шёлком звеня,
Горы высокие, где чистые родники текут,
Вот настоящая мать, родившая меня.

(перевод К. Салыкова)

Под его же покровительством в 1912 г. в г. Казани вышла первая книга стихотворений Магжана. После этого над Магжаном шефствовал Мыржыкып Дулатов, который в то время повлиял на него как знаток русской литературы. По его совету Жумабаев, поэт и прозаик, осуществил первые переводы из европейской и русской поэзии. Магжан увлечённо переводил Гёте, Гейне, Лермонтова, Горького, Мамина-Сибиряка, В. Иванова и других. На Магжане плодотворно повлияла газета "Казах", выпускаемым талантливым учёным и писателем, крупным общественным деятелем Ахметом Байтурсыновым, ценившего Магжана за высокую культуру стихов, достигших уровня европейских при сохранение самобытности поэзии казахского народа и его национальных черт. По настоянию Галимжана Ибрагимова Магжан поступает в Омскую учительскую семинарию, где встречается с другим классиком казахской литературы Сакеном Сейфулиным. В 1912 году в Казани под названием "Шолпан" входит в свет первый сборник стихотворений М. Жумабаева. Всякого большого художника слова отличается своя излюбленная тема. Порою всю жизнь он оттачивает эту тему и достигает совершенства. Магжан Жумабаев прежде всех в казахской литературы повторил великие традиции Байрона и Пушкина в романтической поэзии. Он создал первые казахские поэмы нового направления став первенцем в этом жанре. Бесспорным доказательством служат поэмы "Кобыз Койлыбая", "Коркыт", ставшие лучшими образцами романтической поэзии в казахской литературе. Эти и другие поэмы изобилуют историческими личностями. Там и хан Аблай, и Кенесары Касымов с братом Наурызбаем, да и Батыр Баян, Койлыбай и Коркыт. Тема борьбы за свободу казахов стала ведущей во всей поэзии Магжана. Эта же тема своим патриотизмом, стремлением к свободе возвышает его над другими поэтами. В большой поэме "Батыр Баян" поэт реалистически представил героические подвиги казахов, защищавшихся от нашествия джунгар в XVIII веке. Эта поэма явилась вершиной творчества Магжана, да и поныне она является одной из наших лучших реалистических поэм. Главенствующее место в его философии отводится наступательному характеру, ответственности и значимости слов, которые перед читателем создают яркие картины и живые образы людей. Поэма это не большая, но несёт большую патриотическую нагрузку. Тема любви - излюбленная тема Магжана. Жажда и неукротимость, преданность любви в стихах Магжана приобретают особую страстность и потому привлекают молодёжь, больше чем других. Магжан "недозволенное" законами шариата, постулатами, происходящими от мировоззренческой отсталости, делает дозволенным в самой, что не на есть культурно-нравственной форме, при этом сохраняет высокое уважение к шариату. Действительно, воскрес Магжан, воскресили чарующие строки любовной лирики казахской поэзии. Открытость Магжана, его тончайший лиризм были наполнены пылом его горячей страсти, потому и захватили нынешнюю казахскую поэтическую молодёжь.

Поцелуй же, милая, ещё раз и ещё раз,
Тёплый и целебный яд течёт в крови.
Я миг этой прелести не отдам
За трон царя, за все богатства земли

Это захватывающий сплав чувств, мысли и ума, воплощённый непревзойдённым чудесным поэтическим языком, с крылатой лёгкостью, божественно притягательной силой, присущей лишь Магжану. Действительно, воскресла поэзия молодости. Уроки Магжана делали ощутимые плоды, поэзия наша поднялась на новую ступень. Читая приведенные строки на казахском языке, поражаешься чудесным магнетизмом действия тайных сил, прикосновения через поцелуй. Душа приходит в благостное состояние, миг становится короче, чем сам миг. Повторяешь "ещё раз" вместе с ним подсознательно, и священный хаос в сердце приобретают силу, порожденную сгустком тайных взаимодействий. Царит естественность, простота, безыскусственность. Повторы ведут к постоянству, они похожи на трели соловья, влекут читателя. Поёт сердце поэта, поёт любовь. Поэт - раб красоты. Красота же по-магжановски не что ионное, как сияние, проявляющиеся в облике девичьего лица, в прелести вишнёвых губ, в ручьях тёмных волос, в блеске пленительных чёрных глаз. Он через красоту встречается с блеском искомого изящества, желаемой гармонии, со своей сокровенной мечтой. Вообще, стихотворение Магжана "Поцелуй меня, милая" мы считаем гимном красоте и любви. Магжан со своей присущей ему откровенностью, открытостью и остротой воспевает свою любовь к конкретной женщине. В 1919 году умерла при родах первая жена Зейнеп, она была его первой любовью. Позже скончался сын. Появились стихи об этом большом горе. Его второй женой была Зылиха, на которой он женился в 1921 году. Эта замечательная и умная женщина прожила 96 лет и умерла в 1989 году.

В стихотворении "Ты красивее всех" поэт описывает всё прекрасное в жизни, в природе и в красавицах земных и заканчивает возвышением предмета своей любви:

Красиво палящее солнце в полдень,
Прекрасна ночь в улыбке блестящих звёзд.
Не счесть нам всё красивое на земле.
Для меня же, милая, ты красивее всех.

(подстрочный перевод К. Салыкова)

А вот строки Магжана:

Люблю я женщину, но вам не понять,
Что люблю без остатка отдаваться,
В её объятьях готов и смерть принять,
А тело и душа - ядом наслаждаться

Следует подчеркнуть, что любовная лирика Магжана глубока и страстна не только когда он воспевает счастливые минуты, но и в моменты тягостных расставаний и разлук. Трогательность таких строк - тема особого разговора. Вместе с Магжаном любишь, вместе горюешь, сопереживаешь. Вот чем он близок любому человеку, узнавшему его творчество.

Магжан Жумабаев — часть 2

Вот в чём заложена его бессмертие. Поэзия Магжана - всеохватывающая высокая поэзии, поэзия смелой, гордой личности, которая устремляется ввысь постоянно. Порою мне кажется, что он, как орёл степной, где-то высоко парит над нам, следит за нами, благословляет все добрые деяния людей, укрепляет веру в жизнь. "В сплошной темноте Земля идёт в бреду. Я всю Землю освещу. Солнце подарю", - говорит поэт. Осветить Землю и "солнце подарить" - это самое высокое желание для всех людей. Особенно поэт огорчён тем, что "в сплошной темноте Земля идёт в бреду". Горько сознавать, но это картина не только прошлого. Ярче сказать и в стихах, и в прозе труднее. Поэт уверенно шёл к добру, красоте и правде. Многоплановый характер таланта Магжана Жумабаева силён стремлением к свободному будущему. Его призыв не носит мононациональный характер. Просматриваемая героико-патетическое тональность на самом деле имеет широкую эмоциональную амплитуду. Он не митинговый перехватчик, его влекут глобальные вопросы жизни казахов, на которые находит свои решения. Вместе с тем все свои призывы он всегда связывает со всем человечеством, особенно с русским народом, близки по соседству, по духу, с народами, близкими по языку и вере. Благодаря изучению русской поэзию, через русских друзей Магжан находит "окно в Европу", находит великого Гёте. Он не поэт какого-то класса или какой-то партии, он поэт народа. Он стоит выше своих современников тем, что не просто призывал, а действовал. Он создал бессмертные образы высокого уровня, собирательного свойства, но обязательно на примерах конкретных выдающихся личностей героического напряжения. Вы таком же напряженном состоянии, но разрешая проблемы напряжений смелым действием, поэт шёл к высотам общечеловеческого духовного достояния, к чему мы стремимся и сейчас.

*********
Поэт планетарного взлёта
(методические рекомендации к 115-летию Магжана Жумабаева)

Есть имена в политике, науке, культуре, которые со временем становятся как бы символами, эмблемами. Для тех, кто ближе стоит к общественно-политической жизни - это имена политических деятелей, для научных работников - имена ученых, для деятелей культуры - имена художников, композиторов, для литераторов, любителей литературы своеобразной эмблемой-символом культуры Казахстана стали Абай, Мухтар Ауэзов, Шакарим, Джамбул Джабаев и, конечно же, Магжан Жумабаев. Есть биографии, в которых отражена вся история развития общества во всей диалектической сложности. Судьба Магжана Жумабаева, человеческая и творческая, помогает понять, что же происходило с казахской литературой в этом столетье.

Прослеживая линию его жизни, мы имеем возможность вглядеться в прошлое, увидеть то, что раньше не замечалось. Такие судьбы прибавляют народу зрелости, освежая чувство справедливости. Во все времена люди чтили память тех, кто после себя оставил достойное наследство.

Уважаемые коллеги!

Предлагаем вашему вниманию методическое пособие, посвященное земляку – поэту Магжану Жумабаеву, одном из тех, чье творчество возвращено народу, поэту, продолжавшему поэтические традиции Абая и заложившему основы лирической поэзии европейского образца в казахской литературе.

В преддверии юбилея М.Жумабаева рекомендуем во всех библиотеках района организовать пропаганду поэтического наследия М.Жумабаева, оформить книжно-иллюстративные выставки провести вечера, обзоры, краеведческие альманахи, информационные часы, магжановские чтения.

Литературный вечер
"Я поэт, я как поток"

"Писатель, педагог, учёный"
(модель книжной выставки к 115-летию Магжана Жумабаева)

Раздел-1
"Открывая мир поэта"

«Магжан Жумабаев – вершина, возвышающаяся в сердце нашей духовной жизни,
ее видит всяк, кто поднимет голову и обрадуется ей.
Знать Магжана, почитать его, гордиться им, значит знать,
почитать свой народ, свой язык, свою культуру»
Гафу КАИРБЕКОВ

В этом разделе собирается литература библиографического характера, воспоминания современников, произведения, монографии, труды о его творчестве.


Раздел-2
"Творческий путь Магжана"

«…И вот наступают моменты, когда сокрушаются враз воздвигнутые
постаменты, теряя над душами власть.
И вновь воскресает из мрака «Поэта высокая речь…»
А. АХЕТОВ

В этом разделе предоставлены произведения писателя, проза, стихи, публикации.


Раздел-3
"Магжан-педагог"

В этом разделе представлен материал о деятельности М.Жумабаева на ниве народного просвещения.



Раздел-4
"Творчество Магжана Жумабаева в искусстве"

«Магжан Жумабаев имеет
для казахского народа
такое же значение,какое
для англичан – Шекспир,
для русских Пушкин
Алкей МАРГУЛАН

В разделе собрана литература о произведениях Магжана Жумабаева, которые экранизированы, положены на музыку, нарисованы картины.


Раздел-5
"В памяти потомков"

Раздел представляет материалы о всемирном значении творчества Магжана Жумабаева, влияние его творчества на творчество других писателей.

Примерные названия выставок

- Летящее пламя
- Пистаель, педагог, учёный
- Возвращённое имя
- Поэт планетарного взёлта


И жить Магжану вечно на земле родной...
(сценарный план проведения Магжановских чтений)

Основная цель магжановских чтений – пропаганда жизненного и творческого наследия Магжана Жумабаева, земляка, поэта, педагога, выявления и обобщение опыта работы лучших учителей, библиотекарей по наследию Магжана Жумабаева.

Воспитание любви к родному краю, уважение к культуре и традициям казахского народа через приобщение читателей к творчеству М.Жумабаева.

К магжановским чтениям, проводимым ежегодно в мае-июне месяце привлекаются читатели библиотек и, представители общественности, преподаватели учреждений образования. Магжановские чтения можно разделить на три части:

I-часть
ОРГАНИЗАЦИОННО-РЕКЛАМНАЯ

- время и место проведения (программы, буклеты, объявления, СМИ)
- встреча участников чтений
- митинг, возложение венков
- посещение музея
- рабочая группа с функциями жюри
- комиссия с функциями жюри
- музыкальное оформление

II-часть
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

- магжановские чтения
- оформление книжной выставки (экскурсия, обзор)
- подведение итогов по наминациям
- награждение участников

III-часть
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

- библиовикторина («О жизни и творчестве Магжана Жумабаева»)

Дата создания статьи: 25.02.2019 17:09

Дата обновления статьи: 14.02.2022 11:16

Просмотров: 8494

Официальный интернет-ресурс Северо-Казахстанской областиАкимат города Петропавловск ПремьерАкорда Министерство иностранных дел Республики Казахстан АО «ЕНПФ» Antikor ӘділетКазконтент